Что такое QT?
автор evteev, Дек.14, 2010, рубрики C/C++/C#
1. Что такое QT?
=================
QT - это кроссплатформенная библиотека, целью которой является вытеснение нативных API из ваших
программ. Сейчас Qt -- это огромный объектно-ориентированный комбайн, в большинстве случаев
позволяющий обойтись без привлечения каких-либо иных библиотек.
В первую очередь Qt -- отличное средство для создания графического пользовательского
интерфейса (GUI). В состав Qt входит дизайнер, позволяющий легко создавать графические интерфейсы
для вашего приложения.
Вам не придется заботиться о написании файлов сборки для каждой из платформ, за вас это сделают Qt.
Достаточно просто написать файл проекта, в который внести все используемые файлы, и файл
сборки можно будет создать одним вызовом утилиты qmake (естественно, под управлением целевой
платформы). От себя добавлю, что иногда этот файл приходится править руками (а как же).
О значимости данной библиотеки говорит хотя бы то, что она используется в таких успешных проектах,
как Borland C++ Builder 6 и Opera.
2. Где достать Qt?
================
Библиотека поставляется по нескольким лицензиям, одни из которых -- платные, другие -- нет. Под
оконную систему X11 всегда можно с сайта www.trolltech.com легально
взять GPL-версию Qt (и использовать, естественно, только
в некоммерческих проектах). С системой Windows дело обстоит сложнее, поскольку, по мнению верхушки
TrollTech, эта система не является ареной OpenSource-разработки. Последняя бесплатная версия для
Windows -- 2.3.0. Но для находчивых людей это не проблема, есть сеть eDonkey 😉 Текущей на данный
момент является версия 3.3.1. В скором времени ожидается версия 4.
3. Технические подробности Qt
=============================
Означало Qt "работало" на пользовательский интерфейс. Вот именно поэтому эта часть библиотеки наиболее
используема и наиболее развита. интересен подход к позиционированию виджетов (виджет -- элемент
GUI, всё что рисуется на окошке, включая его само) -- система слоёв (layout) позволяет вам забыть об абсолютном позиционировании, как о странном сне. Теперь класс Layout сам следит за тем, что вы делаете с, например, главным окном и позиционирует все внутренние виджеты вслед за изменением геометрии этого окошка.
Центральной идеей Qt является сигнально-слотовый механизм, реализующий взаимосвязь между объектами.
Этот механизм реализован посредством прекомпиляции, что позволяет использовать его без всяких
ухищрений (если вы заинтересованы в Qt, прямо в данный момент забудьте о callback-вызовах ).
Каждый Qt-объект (не только вызуальные элементы!) может генерировать некоторые сигналы, жестко
за�?итые в структуру его класса. Сигнал -- это функция, объявленная в специальной секции signals
и не имеющая реализации ("тела") а только передаваемые аргументы. К сигналу объекта (заметьте, не класса) могут быть подключены слоты. Слот -- это всего ли�?ь метод, также объявленный в специальных секциях "slots". Слоты
могут быть доступными (секция "public slots"), защищенными ("protected slots") и
скрытыми ("private slots"). При помощи специального метода connect слот подсоединяется к сигналу.
Неболь�?ой пример:
connect(myValueDetector, SIGNAL(ValueChange( Value a),
myApplicationUpdater, SLOT(onValueChange( Value a ))));
После чего при каждом "испускании" сигнала ValueChange объектом myValueDetector
будет вызываться слот onValueChange объекта myApplicationUpdater.
Плюсы -- к одному сигналу можно подключить несколько слотов.
Минусы -- один слот нельзя использовать для нескольких сигналов (например, для обработки группы кнопок). Сравните с системой событий VCL/CLX -- там как раз всё наоборот. Рассмотрим неболь�?ой пример использования сигнально-слотового механизма:
//то, что инициирует сигнал для изменения
class aValueDetector:public QObject
{
Q_OBJECT // нужно для объявления сигналов и слотов
public:
aValueDetector( Value a );
signals:
ValueChange( Value a );
}
//то, что его сможет обработать
class aApplicationUpdater:public QObject
{
Q_OBJECT
public:
aApplicationUpdater();
public slots:
onValueChange( Value a );
}
// то, что всем управляет
class aApplication
{
public:
aApplication()
{
//некоторый код
..................
//а вот теперь самое главное
connect(myValueDetector, SIGNAL(ValueChange( Value a )),
myApplicationUpdater, SLOT(onValueChange( Value a ))));
// причем, заметьте, один сигнал может вызывать и другой сигнал и иметь несколько коннектов
// одновременно
}
protected:
aValueDetector* myValueDetector;
aApplicationUpdater* myApplicationUpdater;
}
Как видите, код "немного" отличается от стандартного C++. Данный текст подаётся на вход мета-компилятора moc, который из него уже производит стандартный код C++, который затем компилируется любым компилятором. Moc отличает "свои", т.е. поддерживающие сигнально-слотовый механизм, классы от стандартных по ключевому слову Q_OBJECT в самом начале объявления класса.
Перечислим основные достоинства ядра библиотеки Qt:
* встроенная поддержка Unicode и локализации (очень хоро�?о и очень правильно реализованной, смею
заметить). В Qt4 обещают новый механизм рендеринга �?рифтов, поддерживающий Unicode.
* мощные события и фильтры событий (событие - это что-то вроде универсального сигнала, который можно посылать любому виджету, распознавать и соотвествующим образом обрабатывать с помощью фильтров. Например нажатие различных клави�?)
* многофункциональные управляемые интервалами таймеры которые делают возможным просто и быстро
вставлять много разных заданий в управляемый событиями ГП�?.
* иерархические и настраиваемые объектные деревья, организующие принадлежность объектов естественным
образом.
* защищенные указатели QGuardedPtr, которые автоматически принимают значение NULL при
уничтожении соответствующего объекта, в отличие от обычных указателей в C++, которые в этом
случае становятся "неопределенными указателями".
* Удобная документация, доступная и на русском языке (ссылки к сожалению не знаю, но могу с удовольствием выслать по заявке).
В состав ядра библиотеки входят как классы для построения GUI (например: метка, поле ввода, кнопка и
т.п.), так и классы, предназначенные для организации различных струтур хранения данных (например,
списковых), работы с файлами, сетевого взаимодействия и многого другого. Некоторые из этих
возможностей реализованы в виде дополнительных модулей:
* модуль Canvas, мощный инструмент для работы с двухмерной графикой. Он использует принцип
структурирования графики, что, несомненно, будет полезно в программировании простых двухмерных
игр и подобного рода вещах. Холст состоит из нескольких "элементов", каждый элемент представлен
объектом. Поддерживается также ряд интересных возможностей, таких как collision-detection, перемещение(нет во фри�?ных версиях под виндой :-((( )
объектов с определенными скоростями по осям. Подробнее читаем по ссылке:
Ссылка
* модуль Network, обеспечивающий поддержку сети в приложениях.
* модуль OpenGL, позволяющий работать с трехмерной графикой при помощи портабельной библиотеки
OpenGL. Поддерживается с версии 2.3.2.
* модуль SQL, реализующий доступ к базам данных из приложений Qt. Данный модуль разбит на три уровня:
пользовательский (элементы интерфейса), программный (абстрактный доступ к базам данных) и уровень
драйверов.
* модуль Table, предоставляющий в ва�?е распоряжение сетку для отображения табличных данных. Сетка
являет собой очень мощный и гибкий интерфейс, работать с которым -- одно удобольствие
* модуль XML, использующий интерфейс SAX2 и реализацию DOM второго уровня.
Это далеко не полный перечень возможностей Qt.
3. Как написать простенькое приложение на QT?
=================================================
Напишем файлик main.cpp следующего содержания:
#include
#include
int main( int argc, char **argv )
{
QApplication a( argc, argv ); // ну понятно, что без аппликухи никуда :-)
QPushButton hello( "Привет, Мир!", 0 ); // Создаём простенькую кнопочку
hello.resize( 100, 30 ); // растягиваем её, можно при желании и на весь экран :-)
a.setMainWidget( &hello ); // Делаем кнопку основным виджетом, это нужно для того, чтобы при закратии этой самой кнопки всё приложение завершило свою работу
hello.show(); // это чтобы нашу красоту все увидели :-)
return a.exec(); // и как говориться "Поехали" copyright by Y. Gagarin :-)
}
Теперь напишем файл проекта под это дело (simple.pro):
PROJECT = simple
TEMPLATE = app
CONFIG = qt warn_on debug
SOURCES = main.cpp
TARGET = simple
В командной строке наберем:
qmake simple.pro
А теперь черед утилиты make: приложение готово Запускаем, наблюдаем окошко с кнопочкой.